Живопись масляными красками

Живопись масляными красками

Известность масляной живописи восходит к 14 веку.Краски, используемые льняное, масло ‘мак, грецкий орех или подсолнечное масло.Тип используемого масла, изменения различных свойств краски, такие как: время сушки; блеск и т.д. Большинство известных картин были сделаны на деревянных панелях.Других поверхностей, которые используются, линолеум, прессованного дерева, картон и холст. Однако холст остался любимым для большинства художников.Рисование маслом может занять несколько недель, а иногда даже месяцев, чтобы картина была закончена. Это длительный процесс, который включает в себя предварительные процессы подготовки работы, такие как грунтовка холста, рисунок и т. д. Холст сначала растягивается и закрепляется на раме. Сегодня, можно приобрести готовые полотна, загрунтованные и натянутые на подрамник. Следующим шагом является применение базового слоя на холсте. Этот слой защищает полотно от любых возможных кислых эффект краски. Далее холст подвергаются шлифовке. Шлифовка необходима, так как это позволяет слою масла закрепиться в должным месте нужным для автора образом. После этого художник рисует контуры своего предмета, будь то человек или пейзаж. Затем он применяет тонкий слой краски, т.е. разбавляет Разбавителем. Как правило, скипидар используется для очистки, удаления масляных красок. После этого тонкого слоя высыхает, художник начинает изображать предмет путём затенения и смешивания красок, где это необходимо. После этого слой высохнет, детали окрашены. При необходимости применяется лессировка. Картина теперь должна полностью высохнуть, прежде чем нанести последние штрихи. Некоторые из самых известных картин включают в себя: «Мона Лиза» и «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «La Donna Velata» Рафаэля, «Дамаянти и лебедь» Раджа Рави Верма и «Пейзаж в Сент-Мари» Винсента Ван Гога.

 

В этой главе показано применение масляных красок и их диффе­ренцированное ис­пользование в сочета­нии с разбавителями и с учетом изобрази­тельных задач. Коро­че, мы покажем, каки­ми техниче­скими средствами вы можете решить ту или иную изобразитель­ную задачу.

Специальное масло для смешения красок (льня­ное, подсолнечное, мако­вое и др.), выдержанное на солнце для осветле­ния.

Пастозная краска — это густая, едва стекающая цветная паста. Большинст­во пигментов от природы имеют крою­щие способности, они поглощают свет и рефлектируют его. Свет не просвечи­вает сквозь них.

Способ действия: наносимые масляные краски некото­рое время должны полежать на палит­ре, пока они не «загустеют».

Задача краски: немного, лишь самое необходимое ко­личество связывающих веществ пере­работать с большим количеством пиг­мента. Масляные краски из туб можно обогатить пигментом.

Добавление связывающих веществ: Связывающие вещества нужно загус­тить. В краску добавляются масла. При смешении будьте осторожны, не набирайте слишком много краски! В противном случае вскоре появится за­мутненный, грязный однородный цвет. При письме пастозной краской нельзя наносить краску слишком густо, иначе очень быстро появится цветовая одно­родная «каша», что вряд ли удастся исправить. Кисточку по мере необходи­мости следует очищать. Промежуточ­ные тона можно смешивать непосред­ственно на поверхности картины, но при этом опять же работать очень ак­куратно и не торопиться. Как правило, пастозными красками ставят «пятно рядом с пятном».

Осветление или притемнение проще всего осуществлять с помощью белой и черной краски (но не берите чистые свинцовые белила или кроющие бели­ла, они темнеют). Более изысканно в живописном отношении добиваться затемнения или преломления красок не с помощью черной краски, а с помо­щью дополнительных цветов, напри­мер зеленой окиси хрома или крапла­ка или умбры, добавленных в неболь­шом количестве в ультрамарин. Таким образом появляются глубокие, однако цветные и очень четкие темные тона.
Живопись «алла прима»

Это понятие происходит от латинского «alia prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пас­тозной краской. Картина готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Кра­ски в основном смешиваются на пали­тре, где кажутся свежими и светящи­мися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст, но также и картон. Нанесение красок в живописи «алла прима» создает типичную ком­пактную, иногда рельефную структуру. Ее можно «затушевать», растирая или «размывая» участки контуров. При этом слои красок легко растирают су­хой, мягкой кистью из коровьего воло­са. Края цветов и контуров таким об­разом становятся более мягкими и ка­жутся чуть «расплывчатыми». Этот спо­соб еще называют «сфумато» («с раз­мытыми контурами»).
Техника работы шпателем

Техника работы шпателем — вариант живописи «алла прима». С помощью монохромного подмалевка заклады­вают основную структуру картины, затем эластичным мастихином кладут краску пастозным способом пятно ря­дом с пятном.

В отличие от белых рельефов здесь можно нанести блики света на чуть подсохшую краску.
Прозрачные лессировочные краски

Ряд красок являются прозрачными (ультрамарин, карминно-красная, соч­но-зеленая, асфальт и т. п.)- Эти краски пропускают свет. Их называют также лессировочными и в зависимости от прозрачности полулессировочными или полукроющими красками. Техниче­ские живописные возможности позво­ляют кроющим и полукроющим крас­кам тоже придать прозрачность.

Способ действий: разбавление маслгных красок (краски в тубах как пигмент) полумасляным разбавителем в соотношении 1:1 или 1 : 2. Это позволяет прозрачно нано­сить краску очень тонким слоем и в очень небольших количествах! Добавление так называемой прозрач­ной пасты в масляную краску. Обраща­ются с ней так же, как с художествен­ным маслом. В обоих случаях никогда не следует допускать, чтобы добавлен­ная масса превышала количество соб­ственно краски, иначе связывающая сила красочного слоя ослабеет. Прозрачные масляные краски наносят мягкой кистью из коровьего волоса, чтобы избежать грубых структур, как при технике живописи «алла прима», которые могут отвлекать от тонкой, многооттеночной, переливающейся красочной картины. Картину, которая полностью написана прозрачной краской, называют выпол­ненной в технике лессировок.
Лессировки, лессировочная техника живописи

Рабочий процесс лессировочной жи­вописи скучен, он требует много вре­мени и терпения, я бы сказал, даже ме­дитативной самоотдачи художника. Прежде всего здесь необходимо яркое воображение и мысленное представ­ление о будущем изображении. Карти­на строится монохромно, тон в тон, подмалевки решающим образом влия­ют на общий вид картины. Лессировоч­ная живопись видна почти до «основа­ния», до «дна», как в озере с прозрач­ной водой. После успешной живопис­ной предварительной работы отдель­ные цветовые участки (это могут быть также общие плоскости картины) по­крываются слоями лессировочных красок. Отдельные слои картины долж­ны по меньшей мере наполовину вы­сохнуть, прежде чем вы начнете по­крывать их следующим слоем краски.
Техника живописи сырым по сырому

После некоторой тренировки и приоб­ретения ремесленно-художественного опыта вам удастся также несколько видов красок перерабатывать сырым по сырому, то есть наносить их на еще не высохшие слои красок. Здесь тоже действует основное правило письма «жирным по тощему», то есть от слоя к слою применяют все более густые раз­бавители! Действие цветов лессиро­вочной живописи зависит от прелом­ления света и рефлексов, этого впе­чатления невозможно добиться крою­щими красками. Здесь краски должны смешиваться в определенные цвето­вые тона на полотне. В качестве полот­на для лессировочной живописи под­ходят мелкозернистые, плотно спле­тенные холсты, а также гладкий живо­писный картон и дерево. Так называе­мые сиккативы (сушащие материалы) могут ускорить процесс высыхания и затвердения слоев краски; они по кап­ле добавляются в разбавители. Обыч­ные сиккативы содержат кроме проче­го кобальт. Поэтому следует просле­дить, чтобы при их использовании в разбавитель не попадали дополни­тельные вещества, от которых он мо­жет потерять свою эластичность.

Слишком много сиккатива в разбави­теле приведет к образованию трещин. Во время высыхания кар­тину следует защитить от попадания пыли. Для этого перед ней можно по­ставить на некотором расстоянии стек­ло.
Многослойная живопись

Распространенным, исходящим из осо­бенностей рабочего процесса спосо­бом письма является многослойная живопись. Обычно не так часто удается закончить картину в один сеанс. В на­чале работы над картиной многое по­хоже на эскиз и кажется незавершен­ным. Затем появляется желание пере­делать то одно, то другое, картину хо­чется переработать, перерисовать или вообще переписать заново. Таким об­разом возникают отдельные, различ­ные этапы работы. Художник не закан­чивает картину и оставляет ее «откры­той». В многослойной живописи содер­жатся все описанные выше способы письма и их комбинации. Если быть более точным, то нельзя ска­зать, что начал картину, а потом ее (как единственную цель) закончил. Рабо­чий процесс в технике многослойной живописи обнаруживает так много, за­частую даже не предсказуемых новых открытий, что вскоре они становятся даже более важными, чем результат картины как таковой. Работа над кар­тиной должна таким образом всегда оставаться «открытой» и не должна на­зываться «незаконченной». С этой точ­ки зрения предпочтение отдается кри­териям художественным, а не ремес­ленным.
Причины ошибок

Ремесленные ошибки художника вы­зываются разными причинами. Это может быть как незнание, так и (нака­зуемое) желание экспериментировать, а также личностные особенности ху­дожника (сильная, темпераментная работа). Вне сомнения, у каждого ху­дожника или художницы случаются по тем или иным всевозможным причи­нам те или иные ошибки в масляной живописи. В завершение главы, по­священной описанию ремесленных ас­пектов, я хотел бы перечислить наибо­лее частые ошибки и одновременно объяснить, отчего они появляются, как их можно избежать и как устранить вред от них.

Провисание холста

Причины: слишком много проклеиваю­щего материала, слишком толстый слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов, колеба­ния температур, высокая влажность. Устранение ошибок: осторожно, не­большими порциями проклеивать и грунтовать холст. Холст с обратной сто­роны сбрызнуть водой из аэрозольно­го распылителя для полива цветов, вбить клинья в подрамник, и холст сно­ва натянется. Картину храните или под­весьте в неподвижном положении в помещении с постоянной температу­рой, не допускайте попадания прямых лучей солнца.

Отслоение краски

Причина: слишком жирная грунтов­ка. Нанесенная краска недостаточ­но связана, возможно, она слишком гу­стая.

Устранение ошибки: в таких случаях от­слоившиеся участки картины можно осторожно переработать красками на смолистых маслах, которые обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно выровнять шпателем (или мастихином) масляной краской нейтрального тона.

Осыпание краски

Причины: грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Включение пигмен­тов, недостаток связывающих ве­ществ.

Как избежать ошибок: существуют раз­личные способы в зависимости от при­чины.

Устранение вреда: так же, как при от­слоении краски.

Краска не схватывается

Причина: перенасыщенные пигментом нижние слои краски, из-за чего разба­витель больше не в состоянии удержи­вать красочный слой.

Как избежать ошибки: не подмалевы­вайте жирным! На тему письма «жир­ным по тощему».

Краска растворяется

Причина: нижние слои краски раство­рились от разбавителя нового слоя; из-за того, что разбавитель более «то­щий», чем на нижних слоях краски, он действует как растворитель. Чтобы избежать ошибки, всегда пиши­те «жирным по тощему».

Растрескивание

Причины: грунт был нанесен толстым слоем; краски положены слишком пастозно (натяжение поверхности); ниж­ний слой краски недостаточно высох; перенасыщение сиккативом в связы­вающих веществах, в результате про­изошло неравномерное высыхание от­носительно основы картины; картина преждевременно покрыта лаком; слишком толстый слой лака; непра­вильное очищение картины.

Как избежать ошибки или устранить вред: за счет тщательно продуманного построения картины можно избежать преждевременного образования тре­щин на ее поверхности; при необходимости картину можно переработать, трещины «заполнятся». Готовые карти­ны спасти не удается. Если картина слишком рано покрыта лаком, легко появляются трещины из-за различных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя чистить водой или тем более мыльными растворами! За счет глубокого проникновения воды в поры красочные слои повреждаются до грун­та и при определенных обстоятельствах разрушаются (отслаиваются и т. п.). Картину нужно осторожно почистить на мягкой простыне слабым растворяю­щим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином).

Потемнение, пожухание

Причина: определяется количеством разбавителя (прежде всего льняного масла), каждая картина с «возрастом» получает так называемый «галерейный тон». Некоторые краски (коричне­вые земли, металлы, прежде всего свинцовые краски) со временем силь­но темнеют.

Как избежать ошибки: применяйте «облагороженные масла», т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не желтеют; не наносите светлые краски на темные подмалевки, не применяйте свинцовые белила (чистые) для освет­ления!

Разрывы и прочее на холсте

По самым разным причинам чувстви­тельные холсты, бязь и подобные мате­риалы могут быть повреждены. Как устранить вред: шишки и вмятины на холсте можно удалить за счет обрызгивания обратной стороны хол­ста водой. Разрывы нужно тщательно загладить и заклеить воском, а на об­ратной стороне продублировать. При этом кусок холстины, который будет за­крывать разрыв, наклеивают с обрат­ной стороны некислотным клеем. Повреждения на передней стороне картины можно отреставрировать тем же материалом. В сложных случаях вам поможет художник-реставратор. Реставрационную мастерскую вы най­дете в любом музее.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий